О моей сестре
Время дни считать,
время стариться,
время близких своих беречь…
О.Берггольц
Хочу рассказать вам о моей сестре, Фариде Аубакировне Койгельдиновой, солистке и прима-балерине ГАТОБ им. Абая в Алма-Ате в 70-80 годы прошлого века. Кажется, это было так давно, но еще живы люди, видевшие ее на сцене, живы и мы, ее сестры. За свою долгую жизнь я не встретила другого человека, столь же бескорыстного, искреннего, готового «жизнь отдать за други своя». Наверное, таким был Альберт Швейцер...
Маленькая девятилетняя девочка по имени Фарида Койгельдинова из провинциальной уютной Алма-Аты в 1949 году уехала в составе казахской группы детей учиться в Ленинградское хореографическое училище. Случайно узнав о том, что приезжие педагоги из ЛГХУ набирают детей для учебы и жизни в Ленинграде, она вместе с дворовыми подружками пришла в приемную комиссию, где оценивали гибкость, «выворотность и шаг» маленьких фанаток балета. Из всех пришедших девочек педагоги выбрали ее одну, несмотря на то, что она пришла одна, без родителей и босая. Педагоги велели ей привести родителей, и она пришла с мамой, которая никак не соглашалась расстаться на долгие 9 лет со своей самостоятельной и решительной девочкой. Послевоенная жизнь была трудной, у мамы на руках было еще три дочери, младшей из которых было 4 года. Жили мы тогда в двухэтажном доме на углу улиц Узбекская (ныне пр. Сейфуллина) и Комсомольская (теперь - Толе-Би). Мама работала в фотографии, расположенной возле собора в парке Панфиловцев. Папа у нас был в постоянных командировках, я его очень мало помню в те годы. Маму заверили, что у девочки будет образование, бесплатное жилье и питание на все 9 лет обучения в училище, а потом - замечательная карьера артистки балета.
Интересно, каковы были первые впечатления алма-атинских детей от Ленинграда? После солнечной Алма-Аты с ее пыльными немощеными или покрытыми булыжником улицами, с журчащей горной водой арыками, урюком, падающим с деревьев вдоль улиц, с запахом апорта и вареной кукурузы и очередями за хлебом и керосином увидеть огромные холодные каменные дома, Неву, мосты и пасмурную красоту города. Да, это были, очевидно, потрясающие впечатления… О ее жизни в интернате на ул. Зодчего Росси, 2 я почти ничего не знаю. Жила она с девочками из казахской группы – Соней Молдабековой, Эночкой Пак, Маей Тирановой, Галей Цой и дружила с ними и мальчиками - казахами – Адиком Джалиловым, Шуриком Бурхановым, Леней Усиным , Булатом Валиевым. В те же годы учился в ЛГХУ мальчик из Уфы, ставший впоследствии знаменитым Рудольфом Нуриевым. Жили в интернате по соседству с казашками и девочки из соцстран, в частности, из Румынии, которые презрительно относились к бедным казахам и называли их «пролетарьят». Кормили их, надо полагать, скудно, а при каждодневных больших нагрузках этого питания не хватало. У Фариды с тех пор и на всю жизнь сохранилась любовь к хлебу, она даже целовала кусочек хлеба перед тем, как его съесть. И все абсолютно блюда, даже пельмени, ела с хлебом. Есть несколько групповых фотографий, где маленькие казашки занимаются классикой у станка. Уже в первые годы обучения они выступали на сцене Кировского театра.
Урок классики. 1 класс 1949г.
С большой любовью сестра отзывалась о педагогах-хореографах и музыкантах – .Н.Жемчужиной, Ф.И.Балабиной, И.Я.Кацельнике, заведующей музеем М.Х.Франгопуло.
Помню, что она присылала нам фотографии тогдашних кумиров балетного мира – Улановой, Вечесловой, Лепешинской, Сергеева, Аллы Осипенко. У нас набрался целый альбом с этими красивыми снимками: Уланова в роли Джульетты, Одетты, Вечеслова–Зарема, Лепешинская -Тао-Хоа и много других.
На концерте в Кировском театре с Л.Усиным
В Кировском театре с педагогами
В летние каникулы группа из Казахстана в сопровождении воспитательницы ездила домой на поезде долгие 5-6 дней. Эти приезды не сохранились в моей памяти, но маленькую сумочку и красные босоножки, подаренные мне Фаридочкой, я помню. После окончания училища в 1958 году казахская группа в полном составе была принята в театр оперы и балета им. Абая. Моей сестре учитель музыки Кацельник И.Я. предлагал остаться в Ленинграде и учиться дальше музыке, считая ее музыкально одаренной, но она преданно любила балет и мечтала танцевать на сцене. В те годы наша семья жила на окраине Алма-Аты, в районе Тастак, в маленьком двухкомнатном домике. Вот сюда и приехала юная балерина - солистка балета, а в будущем и прима-балерина Фарида Койгельдинова. Помню, однажды к нам в гости пришли ее друзья – молодые артисты балета. Когда мы пошли их провожать и вышли на пустую в те годы улицу Виноградова, они, не сговариваясь, стали танцевать по всей ширине улицы. И столько было в этом спонтанном танце молодой силы и радости, что и мы, девчонки, запрыгали и пытались воспроизвести их движения…
За годы своей сценической жизни моя сестра исполняла заглавные партии в балетах «Шопениана», «Паоло и Франческа» П.И.Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева (Мария), «Жизель» А.Адана (Жизель и Мирта), «Дон Кихот» Л.Минкуса (Китри), «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, «Легенда о любви» А.Меликова (Ширин), «Спартак» Хачатуряна – Фригия, «Шурале» Ф.Яруллина, «Спящая красавица» - фея
Сирени.
Каким был ее танец? Прежде всего, одухотворенным, ее руки пели, все движения – прыжок, арабеск, па-де-буре – составляли внятный язык, не менее ясный, чем вербальный. Когда я сейчас смотрю на молодых балерин мирового уровня, их огромный шаг, великолепные прыжки и вращения, в их танце мне не хватает духовности, любви и сострадания. Для моей сестры образцом
Б.Асафьев «Бахчисарайский фонтан» Мария
балерины, эталоном была Г.С.Уланова. Она восхищалась О.Спесивцевой, А.Осипенко, Н. Макаровой, очень любила О.Заботкину.
Помню посещения театра – темно-бордовый бархатный занавес, красивые кресла, обитые таким же бархатом, огромная висячая люстра, общая атмосфера праздника, звуки настраиваемых инструментов и шевелящий портьеры театральный ветерок… А потом - раскрывался занавес и происходило волшебство слияния музыки и балета, которое осталось в памяти на всю жизнь.
Однажды во время гастролей театра в Павлодаре, мою сестру попросили заменить балерину в «Лебедином озере» в новосибирском театре. Она прилетела в Новосибирск и после одной репетиции станцевала Одетту-Одиллию с Марисом Лиепой. В новосибирской вечерке появилась заметка «К самолету на пуантах».
«Жизель» А.Адан Жизель
В начале 70-х годов Фарида уехала в Москву, на стажерские курсы при Московском хореографическом училище, через два года получила право преподавать классический балет детям. Проработав 20 лет в театре и не получив никакого признания от властей предержащих, сестра закончила свою творческую деятельность...
После реконструкции театр в Алматы выглядит так, как будто открыл свои двери не в 1934-м году, а в 2000-м. Для посетителя совершенно отсутствует такая важная сторона жизни театра – его история. В кулуарах ГАТОБ им.Абая нет памяти о людях, создавших его историю. Никто не узнает, что тут работали замечательные музыканты и дирижеры – А.Е.Мовш, Г.Дугашев, Ф.Мансуров, Т.Оспанов, балетмейстеры – Ю.Ковалев, Д.Абиров, первые народные артисты балета – З.Райбаев, С.Кушербаева и целая плеяда выпускников ленинградского и московского хореографических училищ, впервые в этом театре создавших настоящую профессиональную балетную труппу. Прискорбно.
Более 20 лет моя сестра проработала педагогом классического танца в хореографическом училище им. А.Селезнева, сделала несколько выпусков. Среди ее учениц прима-балерина ГАТОБ им. Абая К.Саркытбаева, одна из ее учениц работала в Петербурге в балете Б. Эйфмана, а Вика Лучкина, ее любимая ученица, сейчас живет и работает в Америке. Фарида относилась к своим ученицам с большой ответственностью и любовью, старалась научить всему, что знала и умела сама, заботилась о быте тех девочек, которые жили в интернате.
Моя сестра была замечательной балериной, настоящим творцом своих героинь и обаятельным, искренним и совершенно бескорыстным человеком. Она умерла в начале 2008 года после долгой тяжелой болезни, оплакиваемая близкими и друзьями. Вечная ей память.